Его Блаженству
Блаженнейшему Владимиру,
Митрополиту Киевскому и всея Украины
Блаженнейший Владыко!
Мы, священники Сумских приходов, вынуждены довести до Вашего
сведения, что в Сумской Епархии в последнее время сложилась крайне нездоровая
обстановка,
Для того, чтобы понять всю серьезность сложившейся ситуации,
позволим себе изложить события последних дней. В первых числах апреля по указу
Правящего архиерея Сумской Епархии была создана комиссия по
финансово-хозяйственной проверке Кресто-Воздвиженского прихода Сумского
благочиния. В ходе работы комиссии в силу некомпетентных действий отдельных ее
членов возникла конфликтная ситуация, в которую оказались невольно втянутыми
прихожане этого прихода, некоторые сумские священники (в том числе и благочинный
Сумского округа, настоятель СпасоПреображенского собора протоиерей Георгий
Бавыкин), а также епископ Сумский и Ахтырский Преосвященнейший Иларий. Прихожане
КрестоВоздвиженской общины свое отношение к происходящему выразили в решении
общины, с которым многие из нас не были знакомы, но которое, как нам затем стало
известно, содержало довольно критические оценки в адрес действий как членов
комиссии, так и Владыки Илария (Решение Прилагается).
Священники, оказавшиеся искусственно втянутыми в этот
конфликт, также высказали свое отношение к случившемуся в протоколе от 10 апреля
2008 года (Прилагается).
Большинству из нас эти документы до последнего момента были
неизвестны. Считаем, что участники этих событий поступили мудро, не предавая
раньше времени широкой огласке обстоятельства, обсуждение которых могло бы
нанести вред не только отдельным лицам, но и авторитету Церкви в целом. При этом
мы уповали на то, что ситуация разрешится миром или, в крайнем случае, будет
рассмотрена среди прочих вопросов на собрании священства Сумского благочиния
запланированного на 16 апреля 2008 года.
В этот день большинство священников Сумского благочиния
собрались в кафедральном Спасо-Преображенском соборе, где в 9 часов утра должна
была начаться Божественная Литургия. Все священники (около 50 человек.) ждали
правящего архиерея Сумской епархии епископа Илария, который по неизвестным для
нас причинам задерживался.
Ожидая Владыку, священники молились в алтаре. Вдруг туда
неожиданно вошли представители милиции и, снимая все на видеокамеру, сообщили
информацию, которая вызвала полное недоумение у собравшихся. Они заявили, что
Владыка прибыл в епархию и находится у себя в кабинете под охраной милиции,
опасаясь физической расправы над ним. А потому, без предоставления ему гарантий
безопасности, он в Собор не войдет.
Нам непонятно, за кого нас принимает
Владыка, если он через посторонних людей, по сути, высказал столь серьезные
обвинения в наш адрес. Разве может священник даже подумать о том, чтобы
устраивать физическую расправу как таковую, тем более над архиереем да еще
в алтаре, во время литургии!
Но, ради мира мы решили не поддаваться нахлынувшим
негативным эмоциям.
В это время во дворе Собора появилось много неизвестных
людей, представителей милиции и прочих. Эти люди заходили в Собор, создавая
неспокойную обстановку. Тем не менее, претерпевая эти искушения, мы искренне
обратились к епископу Иларию, с просьбой простить друг друга и соединиться во
Христе в единой молитве у Престола. Мы надеялись, что это предложение будет
лучшим выходом из сложившейся ситуации.
Но Владыка Иларий в присутствии
представителей
правоохранительных органов и других незнакомых нам
людей категорически заявил, что служить с нами Литургию он отказывается. При
этом были брошены явно оскорбительные и бездоказательные обвинения в адрес
некоторых священников.
Именно с таким нерадостным настроением, оставленные своим
архиереем мы вынуждены были начать служить Литургию.
После службы Владыка Иларий открыл собрание священников
Сумского благочиния, сразу же зачитав указ о снятии с должности настоятеля
кафедрального Спасо-Преображенского Собора протоиерея Георгия Бавыкина и о
снятии с должности настоятеля Храма святителя Луки (Войно- Ясенецкого)
протоиерея Максима Денисенко, стараниями которого, к слову, этот храм и был
построен. Такое решение для большинства собравшихся было полной неожиданностью,
так как многие из нас лично знают их не один год, как и то, какой огромный вклад
они внесли не только в укрепление своих приходов, но и в жизнь Сумской епархии.
Об их авторитете говорят хотя бы такие факты. Только на Благовещение в Соборе на
Литургии было более 1.500 молящихся, в это время рядом в «соборе»
раскольнического Киевского Патриархата всего около 70 человек. В храме святителя
Луки (Войно-Ясенецкого) - 150 молящихся. Буквально рядом в «храме» КП - 3(!)
человека. И это при том, что у нас в области проводится активнейшая агитация за
раскольников с подключением властных структур и не менее активная контрагитация
против нашей церкви (Этому есть документальные подтверждения). Мы не
сомневаемся, что подобные решения Владыки вызовут самую бурную и негативную
реакцию не только на этих приходах, где эти настоятели пользуются неподдельным
авторитетом. Вполне очевидно, что для столь радикальных кадровых решений,
чреватых негативными последствиями, умножением нестроений и разделений как среди
священства, так и среди мирян, должны быть более чем веские аргументы. Понимая
все это, мы обратились к Владыке Иларию с просьбой пояснить, чем было вызвано
столь, на наш взгляд, немотивированное и опасное своими последствиями решение.
На этот вопрос мы получили категоричный ответ, что он действует в рамках своих
полномочий и ни на какие вопросы отвечать не намерен. Никакие повторные просьбы
обсудить сложившуюся ситуацию и ее возможные последствия никакого действия на
Владыку не возымели. Ответ, по сути, был один: никаких вопросов по этому поводу
с нами обсуждаться не будет. Будучи за один день униженными дважды - первый раз
во время Литургии и второй на собрании – мы, священники Сумского Благочиния,
все (за исключением одного или двух человек) вынуждены были покинуть собрание,
которое было превращено в откровенный фарс и демонстрацию власти. Епископ Иларий
нам недвусмысленно дал понять, что мнение священников для него ничего не значит.
Хотелось бы обратить внимание, что до назначения Владыки
Илария никто из нас даже представить себе не мог, что в нашей епархии могут
возникнуть подобные проблемы. Если даже предположить, что действия Владыки
Илария направлены на достижение блага для епархии и действительно отвечают
интересам Церкви, то уместно задать вопрос: почему подобных проблем не возникало
при прежних Владыках Иове и Марке? Почему для всех нас каждая встреча с тем же
архиепископом Марком была действительно радостью, а любое его решение (пусть
даже и неприятное) всегда расценивалось нами как проявление архипастырской
мудрости, направленной на достижение церковного блага и принималось нами с
сыновним послушанием? Неужели у Владыки Марка было меньше опыта или он меньше
переживал за интересы вверенной ему епархии? Так может дело не в священниках,
которые почему-то в единочасье стали неугодными, а в подходе к решению вопросов,
который Владыка Иларий пытается утвердить на Сумской кафедре.
Главной мотивировкой Владыки Илария в
принимаемых
им решениях
является утверждение, что он – епископ, и данной ему властью имеет право делать
то, что он делает, и что это все согласуется с Церковным Уставом. Но ведь не
секрет, что устав - это только механизм, который не
определяет суть и дух принимаемых решений. Если же оценить эту сторону, то мы
должны с прискорбием заявить, что, по-нашему единодушному мнению, решения
епископа Илария лишены мудрости, взвешенности, понимания того, к каким
последствиям они могут привести. Вместо единства, основанного на уважении к
правящему архиерею, Владыка Иларий откровенно пытается утвердить
административную власть, постоянно демонстрируя пренебрежение к мнению
священников, стараниями которых в столь непростое для нашей Церкви время
устрояется жизнь на приходах.
За непродолжительное
время пребывания епископа Илария на Сумской кафедре мы, к сожалению, являемся
свидетелями того, как, в силу его непродуманных действий, рушится церковный мир.
Как на смену единству и доверию приходят надуманные конфликты и раздоры. Как
порожденные на пустом месте проблемы становятся достоянием посторонних людей.
Как все это смакуется в пересудах людей нецерковных и ложится темным пятном уже
на всю Церковь.
Мы вынуждены с
прискорбием заявить, что направленность и дух «уставных» подходов владыки Илария
вызывает у нас категорическое неприятие. В связи с чем настоятельно просим Вас
рассмотреть вопрос о применении талантов Владыки Илария на ином поприще, более
полезном для Церкви, чем Сумская Кафедра.
Блаженнейший Владыко!
Мы уповаем на Вашу архипастырскую мудрость. Надеемся, что Вы
как всегда найдете правильный выход из сложившейся ситуации, который послужит на
благо Церкви и принесет долгожданный мир, в котором наша епархия пребывала в
течение последних девяти лет.
Смиренные послушники Вашего Блаженства,
священники Сумской Епархии.